Метод «360 градусов» для оценки персонала

«360 градусов» – это метод текущей оценки персонала, проводимый для выявления степени соответствия сотрудника с его должностью. Посредством опроса делового окружения сотрудника, например, руководителей, подчиненных, коллег и клиентов составляется его характеристика.

Такой метод имеет широкую сферу применения, однако чаще всего его используют для оценки и развития сотрудников. Составленная характеристика включает в себя мнения разных людей, с которыми работник взаимодействует на работе. Такой метод подходит для компаний с открытой культурой, так как помогает персоналу понять свои слабые и сильные стороны. «360 градусов» определяет зоны роста, потенциала и позволяет разрабатывать индивидуальные планы развития для каждого сотрудника, нуждающегося в этом.

Плюсы и минусы метода оценки «360 градусов»

Положительные стороны:


  • Всесторонняя оценка компетенций сотрудников, влияющих на их поведение в коллективе и качество взаимоотношений;
  • Получение результатов, максимально приближенных к реальности;
  • Устранение проблемы дискриминации и предвзятости;
  • Вызывает доверие у персонала, так как рассматривает несколько точек зрения;
  • Быстрое выявление проблемных зон развития сотрудников;
  • Помощь в выборе подходящих программ обучения;
  • Повышение «командного духа» и ответственности работников;
  • Возможность автоматизации процесса оценки с помощью цифровых программ и онлайн-сервисов;
  • Проведение оценки удалённо без серьёзных финансовых затрат.

Недостатки:


  • Субъективность и предвзятость: мнения разных людей могут отличаться, что может повлиять на результаты оценки;
  • Затрата времени и ресурсов: сбор и анализ большого количества отзывов может потребовать значительных временных и организационных ресурсов;
  • Открытость и готовность к критике: не все сотрудники готовы к открытой и честной обратной связи, что может вызвать сопротивление и снизить полезность информации;
  • Управление обратной связью: некорректное представление и обработка полученной информации может привести к демотивации сотрудников;
  • Риск стандартизации отзывов: при частом использовании метода сотрудники могут давать обобщённые и невыразительные ответы, что снижает информативность оценки.

Что необходимо для оценки «360 градусов»

Оценка «360 градусов» проводится по заранее подготовленным материалам. Сначала нужно разработать модель компетенций и составить опросник.


При составлении вопросов анкеты стоит учитывать эти аспекты:


  • определите измеримые цели оценки навыков;
  • внедрите подход, основанный на преимущественно сильных сторонах сотрудников;
  • используйте простую и понятную шкалу оценки (буквы или баллы);
  • используйте простые формулировки, раскрывающие смысл оценивающего навыка.

Кроме того, важно определить сотрудников, которые будут проводить экспертизу. Они должны хорошо знать оцениваемого, регулярно с ним взаимодействовать. Стоит учитывать характер любых взаимоотношений и избегать потенциальных сотрудников с симпатией или антипатией к оцениваемому. Одна группа оценивания должна содержать не менее трёх человек.


Для сотрудников нужно пояснить детали и особенности метода, а также напомнить об полной анонимности ответов. Современные HR-инструменты могут значительно упростить и качественно провести оценивание.


Полученные результаты метода «360 градусов» затем анализируются. Полученные отчеты следует показать сотруднику, которые видит свою самооценку и мнение экспертов. Такой анализ даёт сотруднику понять свои сильные и слабые стороны, а также зоны для роста и развития.

Пример анкет для проведения оценки «360 градусов»

Анкета для оценки «360 градусов» состоит из нескольких блоков экспертизы: оценка решения задач, коммуникативные навыки, soft skills и выявление лидерских качеств.


Рассмотрим пример: требуется оценить сотрудника от 1 до 10, где 10 – это максимальное значение, а 1 – минимальное.


1. Вопросы для оценки решения задач сотрудников:

a. Выполняет поставленные задачи качественно и в срок;

b. Всегда соблюдает сроки выполнения работ;

c. Совершенствует свои профессиональные навыки;

d. Умеет структурировано общаться и ладить с коллегами;

e. Проявляет инициативу и предлагает новые идеи.


2. Вопросы для оценки коммуникации и взаимодействия сотрудника:

a. Умеет слушать и понимать точку зрения других людей;

b. Умеет работать в команде и сотрудничать с другими людьми;

c. Готов помогать коллегам и проявляет эмпатию;

d. Умеет разрешать конфликты и находить компромиссы;

e. Умеет выражать свои мысли и чувство четко и ясно.


3. Вопросы для выявления лидерских качеств сотрудника:

a. Способен принимать решения и брать на себя ответственность;

b. Умеет мотивировать и вдохновлять других людей;

c. Умеет делегировать задачи и контролировать выполнение работы;

d. Создает благоприятную атмосферу в коллективе.

Как HRM-система может в этом помочь

Skillaz использует метод оценки «360 градусов» для автоматизации системы обучения и анализа персонала. Есть возможность проводить групповые и персональные тестирования по профилям. Оценка поможет лучше разобраться в сильных и слабых сторонах, заметить потенциал для дальнейшего развития, а также составить план обучения по навыкам, в которых обнаружены пробелы.


HRM-система может быть использована в совокупности с методом «360 градусов» организациями для улучшения управления персоналом, развития сотрудников и создания более объективного и справедливого процесса аттестации производительности. Однако, эффективность данного метода зависит от правильной реализации и тщательного анализа полученных данных.

Подписывайтесь на рассылку Skillaz

Получайте первыми приглашения на полезные HR мероприятия и ценные материалы!

Готовы узнать подробности? Запланируйте демо!

Количество сотрудников в вашей компании