Нельзя просто взять и нанять классного сотрудника без собеседования. Главный вопрос – как его провести: онлайн или офлайн, индивидуально или в группе, со стандартными вопросами или покреативить?
Существует несколько видов собеседований под разные цели и задачи рекрутера.
По схеме общения их делят на:
Вопросы задаются в строгой последовательности с целью получить максимально точные ответы о кандидате, его навыках, опыте и квалификации. Так работодатель может сократить время проведения собеседования, но при этом не до конца узнать личностные качества кандидата.
Интервьюер задает кандидату вопросы без заранее намеченного плана. Так создается непринужденная атмосфера во время беседы, кандидат будет расслаблен и сможет больше рассказать о себе. Недостаток такого вида – размытые временные рамки, можно проговорить с разговорчивым кандидатом два часа на отвлеченные темы и ничего не узнать о его карьерном пути.
Это оптимальное комбо предыдущих вариантов интервью. Главное – понять, как правильно регулировать беседу, чтобы она не ушла в жесткий или, наоборот, неструктурированный формат.
Также собеседования могут отличаться по количеству участников:
Работодатель и кандидат общаются лично. В такой обстановке человек более спокоен и разговорчив, чем перед несколькими интервьюерами. При этом есть риск, что оценка соискателя будет очень субъективна и не все компетенции будут оценены корректно, так как это зависит от мнения только одного человека.
Несколько кандидатов проходят серию заданий или тестов в группе. Это позволяет рекрутеру сократить время собеседования и оценить стрессоустойчивость кандидатов. При этом может быть сложно управлять людьми в условиях конкуренции. Кроме того, в такой обстановке некоторые кандидаты могут не раскрыться до конца, и выбор будет сделан в пользу самого общительного, а не компетентного работника.
Кандидата оценивают несколько интервьюеров одновременно. Этот метод часто используется в крупных компаниях или при найме на управленческие позиции.
Такой формат позволяет оценить кандидата более объективно за счет вариативности мнений. Но это комфортно не для всех: соискатель может перенервничать и вести себя неестественно перед несколькими руководителями.
Соискатель общается с представителями работодателя по очереди, а не одновременно. Например, сначала с HR-менеджером, затем с начальником отдела кадров и руководителем отдела. Такая поэтапность снижает стресс кандидата и дает больше возможностей для оценки компетенций специалиста, однако вызывает сложности с организацией времени.
Чтобы за короткий разговор получить от соискателя максимум информации о его компетенциях, рекрутеры используют разные методы. В зависимости от должности их можно комбинировать между собой.
Интервьюер задает кандидату вопросы о его биографии, образовании, опыте и интересах. Рекрутер может уточнить причины увольнения и поиска новой работы, чтобы лучше разобраться, каких принципов придерживается человек при построении карьеры.
Работодатель узнает кандидата через оценку поведения другого человека. Например, задает вопрос: «По каким причинам люди увольняются с работы?». Объясняя поступки других, кандидат неосознанно переносит на них себя и свои принципы.
Кандидату предлагается решить практическую задачу или проблему, возникшую на реальном рабочем месте. Обычно такие кейсы моделируют типичные рабочие ситуации, с которыми может столкнуться будущий сотрудник.
Этот метод используется, когда нужно оценить hard skills кандидата, необходимые для работы на конкретной позиции. Интервьюер собирает информацию о прошлом опыте: какие ситуации возникали, как справлялись с ними, какие результаты были достигнуты и какие уроки усвоены.
Сюда включены вопросы и задания, которые требуют нестандартного мышления и креативности. Это могут быть вопросы на логику, нахождение связи между абстрактными понятиями, решение математических или лингвистических головоломок. По итогам можно понять, как кандидат может справиться с неожиданными и сложными ситуациями в рабочей среде.
Основная цель этого метода – заранее проверить, как человек поведет себя в напряженной обстановке, предполагая, что он будет действовать так же и на работе. Но это работает не всегда. Если соискатель справится с давлением во время интервью, не факт, что он будет столь же спокоен перед клиентом или руководителем в будущем.
Перед собеседованием соискатель штудирует свое резюме и готовит ответы, касающиеся его профессионального опыта. Разумеется, ваш план интервью нельзя узнать заранее, но можно подготовиться и разнообразить его разными типами вопросов:
Открытые вопросы
Они предлагают собеседнику возможность дать развернутый ответ.
Например, «Расскажите, пожалуйста, о вашем опыте работы в данной области», «Как вы видите свое развитие в ближайшие пять лет?».
Прямые вопросы
На них можно ответить только «да» или «нет».
Примеры: «Вы когда-нибудь работали в команде?», «Вы предпочитаете работать самостоятельно?».
Вопросы на сравнение
Они помогают понять, как собеседник сравнивает свой опыт или подход с опытом или подходом других людей.
Примеры: «Как ваш подход к работе отличается от подхода ваших коллег?», «Как бы вы описали свой стиль управления по сравнению с другими менеджерами?».
Проективные вопросы
Они позволяют собеседнику взглянуть на ситуацию со стороны и предложить решения проблемы. Примеры: «Если бы вы были на месте вашего коллеги, как бы вы поступили в этой ситуации?», «Как, по-вашему, должен вести себя эффективный менеджер?».
Стресс-вопросы
Название вопросов говорит само за себя: их задача вывести соискателя из зоны комфорта. Вопросы «Что вам больше нравится: помидоры или огурцы?» или «Какую суперспособность вы бы хотели?» требуют напрячь креативное мышление кандидата.
Рынок HR Tech продолжает развиваться, в связи с чем все больше российских компаний стремится автоматизировать процесс найма сотрудников. Например, в первом полугодии 2023 года спрос на экспертов с навыками работы в CRM-системах вырос на 70%.
Весь подбор можно перенести в онлайн, в том числе все этапы собеседования, что и помогает сделать Skillaz.
В системе есть встроенная телефония с сохранением всей истории звонков. Можно отправлять сообщения в приоритетных мессенджерах, например, в WhatsApp, если сообщение не доставлено в Telegram. Также рекрутеры используют чаты hh, Avito, Viber, СМС и email. Так, ветка общения с соискателем точно не потеряется.
Функция автоматической отправки уведомления об интервью в СМС или почте значительно упрощает тайм-менеджмент рекрутера. Если говорить об онлайн-собеседованиях, то их день и время можно согласовать в самой системе, а не в сторонних мессенджерах. Помимо уведомлений сами ссылки на аудио и видеоинтервью также отправляются автоматически.
Чат-боты помогают обработать максимум откликов, успешно трудоустроить новичков после испытательного срока и получить обратную связь от уходящих сотрудников.
Также в систему включены любые виды тестирований, домашние задания, которые можно оценить за счет интеграций со сторонними системами оценки: Экопси, TalentQ, Proaction PRO и SHL.